Вести.net: Facebook осудили за опыты над живыми людьми

2014-07-09 - administrator

“Facebook осудили за опыты над живыми людьми”, “Экспериментально доказано, что эмоциональное заражение пользователей через соцсети работает”, “Facebook погружал пользователей в депрессию во время тайного исследования” — такими заголовками начали неделю почти все IT-издания. Социальная сеть Facebook вновь попала под шквал критики, на этот раз за тайный эксперимент над пользователями.

В научном журнале “Труды национальной академии наук” появилась статья, в которой рассказывалось об уникальном исследовании, целью которого было выяснить, “заразны” ли эмоции в социальных сетях. Средой для эксперимента выбрали самую крупную сеть мира — Facebook. Для опыта взяли небольшую (по меркам соцсети) долю аудитории – 0,04 процента — около 700 тысяч пользователей, которые, конечно, ни о чем не подозревали.

На неделю этим людям изменили выдачу постов во френдленте: одним сократили количество "положительных" постов, а другим спрятали "отрицательные" сообщения. Один из ученых-исследователей Адам Крамер — сотрудник Facebook кстати говоря, — в своем аккаунте в качестве причины эксперимента назвал “заботу команды проекта об эмоциональном влиянии соцсети на людей”.

Исследователи хотели лучше понимать, правда ли, что когда люди видят в ленте много радостных постов от друзей, сами они расстраиваются. Ведь расстроенный сегодня пользователь завтра просто не зайдет в Facebook. Ученые наблюдали, пишут ли люди сами более грустные статусы, если видят только "печальные" посты, и более радостные, если в их ленте есть только "позитивные" сообщения. На самом деле выяснилось, что люди чаще идут на общей волне эмоций: во время просмотра “отрицательной" ленты люди выдали на 0,1% меньше положительных слов, а во время чтения "положительной" — на 0,07% меньше негатива.

Однако пользователей и журналистов разозлил не столько результат эксперимента, а сам факт, что их эмоциями пытались манипулировать, используя живых людей как подопытных кроликов. Автор Techcrunch задается вопросом, “сколько темных дней для сотен тысяч людей привнес Facebook в эту неделю. А если среди них были эмоционально-неустойчивые подростки?” На это представители соцсети отмечают, что подобные манипуляции разрешены условиями использования Facebook, на которые соглашается каждый новый пользователь соцсети. Такой пункт, действительно, существует, в нем описаны “внутренние операции для устранения неисправностей, анализа информации, тестирования, исследования и улучшений работы сервиса”.

Понятно, что эмоциями пользователей давно манипулируют в коммерческих целях, и реклама — самый яркий тому пример. Однако впервые было подтверждено эмпирическим путем, что эмоциональная схема воздействия в соцсетях действительно работает. И где и в каких областях ее уже могли применять без ведома пользователей, остается только догадываться.

Адам Крамер в своем посте в Facebook признается, что ему очень жаль, что их исследование вызвало столько беспокойства у пользователей, и что, задумывая эксперимент, его команда не хотела никого расстраивать.http://www.trustedreviews.com/news/facebook-apologies-for-secret-psychological-user-experiments Но, возможно, он лукавит.

Как выяснил автор Forbes, проект Facebook под кодовым названием "Эмоциональное заражение" финансировался правительством – точнее, исследовательской лабораторией армии США, об этом было заявлено в профиле одного принимавшего участие в эксперименте академика из Корнельского Университета. Позже профиль был обновлен, в нем появилось уточнение, что армия не финансировала этот проект.

“Теперь Facebook знает, как подсадить вас на эмоциональные стероиды, чтобы заставить вас возвращаться в соцсеть. Это заставляет меня задуматься, а каким еще психологическим манипуляциям подвергаются пользователи, и о каких манипуляциях они никогда не узнают, потому что о них не напишут в научном журнале?" — пишет Кашмир Хилл.

Интересно, что исследование довольно долго хранилось в тайне — оно было проведено еще в январе 2012 года, а опубликовали его только сейчас. И это можно объяснить тем, что ученые не хотели, чтобы лавры достались другим. Пару месяцев назад было опубликовано похожее исследование Калифорнийского университета. В нем, правда, студенты никак не влияли на ленту друзей, а просто изучали статику и следили, как меняются статусы пользователей в течение почти четырех лет. Соцсеть никакого участия в опыте не принимала. И тогда эксперимент было принят обществом с интересом. А когда команда Facebook с учеными выступила со своим исследованием “эмоционального заражения”, то вместо славы собрала урожай недовольства.

Есть еще один момент, о котором нельзя не сказать. Мы живем в эпоху, когда больше доверяем информации из социальных сетей, ведь там наши родные, друзья и коллеги. Вместе с ними, их постами и настроениями мы формируем наше мнение и взгляд на события. И в чрезвычайных ситуациях соцсеть — это, по сути, передовой край информационной войны, и потому контроль основных каналов распространения информации и знание основные законов ее распространения становятся критически важными.

Теги:
Рейтинг: 0 142 просмотров
Комментарии (0)
Добавить коммент



Антибот: